страница 8 |
с композиторами И. Дунаевским и В. Оранским, поскольку они не выполнили данных ими обещаний", - констатировал бывший директор Большого театра А. Солодовников9. - Я хочу написать оперу о сильных чувствах, о любви, о женщине. Хочу написать "Кармен". Эти слова, произнесенные Дунаевским в 1951 году на творческой встрече с преподавателями и студентами Горьковской консерватории, послужили поводом для упомянутого ранее фельетона. Но в свете рассказанной истории нетрудно сделать вывод, что композитор на протяжении десятилетий был верен избранной теме. "Рашель" - все та же Рашель в образе Кармен - продолжала волновать его воображение до конца жизни. И "Цыганочка" Сервантеса привлекла его именно потому, что в главной героине он распознал знакомые черты... Да и в самом сюжете новеллы - любовь знатного кавалера к таборной цыганке, дитяти отверженного племени (неважно, что героиня оказалась мнимой цыганкой), Дунаевский уловил знакомую горько-сладостную линию Люсьена-Рашели... Остается добавить, что "Рашель" в кардинально измененном виде все же была воплощена в музыке, но только другим композитором. В годы войны Маргарита Алигер переработала либретто для Р. Глиэра, который написал одноактную оперу "Рашель", не получившую широкой известности. Концертное исполнение оперы состоялось в Москве в 1947 году. Дирижировал С. Делициев... * ... Да не будут омрачены последние страницы этой книги рассказом о неудавшихся попытках Дунаевского создать оперу. Яркие вспышки творческих взлетов композитора столь же поучительны и интересны, как и его неудачи, из которых он всегда извлекал уроки. Главное, что он с честью сумел подойти к рубежу, за которым должны были последовать опера "Цыганочка" и концерт для скрипки с оркестром. И если этот рубеж не был перейден, то только лишь потому, что композитор преждевременно умер. Умер на пороге рождения "нового Дунаевского"... Сейчас предстоит огромный труд по изучению и систематизации неисчислимого количества забытых музыкальных произведений композитора. Уже более четверти века прошло с тех пор, как Дмитрий Шостакович высказал пожелание, чтобы музыковеды приступили к изучению всего наследия Дунаевского, "начиная, быть может, даже с фортепианных сонат и пьес для скрипки, написанных им еще в детстве"10. И хотя за это время успело выйти в свет солидное тринадцатитомное собрание сочинений Дунаевского, слова Шостаковича не потеряли своей актуальности, раннее творчество композитора по-прежнему остается вне поля зрения музыковедов. В чем же смысл изучения раннего творчества Дунаевского? Именно в ранних сонатах, квартетах, фортепианных пьесах композитор стремился угадать те сложности и подводные рифы, которые встретятся ему в конце творческого пути, на пороге обновления своего стиля. И именно они, эти ранние сочинения, снова и снова убеждают нас в мысли, что емкость и серьезность "легкой" музыки Дунаевского проистекают из его углубленного постижения духа русской классики.
|
