страница 16 |
В фильме "Молодая гвардия", например, отдельные эпизоды были перемонтированы и переозвучены на вполне разумном основании - этого требовали совесть и гражданский долг, это было связано с восстановлением правды исторических фактов. Но бережное и чуткое отношение к бесценным старым фонограммам - разве не тот же гражданский долг? Проблема интерпретации сочинений Дунаевского смыкается с другой проблемой - с судьбой его наследия. Хотя творчество композитора с годами завоевывает все новые и новые поколения слушателей, список постоянно исполняемых произведений весьма ограничен. В 1971 году издательство "Советский композитор" выпустило первый нотобиблиографический справочник, посвященный И.О. Дунаевскому (составитель Д.М. Персон). Перелистав справочник, мы сделаем неожиданное открытие: в нашем быту звучит едва ли десять процентов из всего сочиненного композитором... Фортепианные пьесы (включая сонату), камерная инструментальная музыка (в том числе два квартета), музыка к огромному количеству драматических спектаклей, музыка для мелодекламаций, романсы, эстрадные куплеты, музыка для эстрадно-Цирковых представлений, балетная музыка, музыка для джазовых спектаклей, произведения для симфонического оркестра, хоровые произведения, неисчислимое количество обработок произведений других авторов и народных мелодий - все это находится за пределами наших знаний о Дунаевском. В нотобиблиографическом справочнике Персона при перечислении произведений Дунаевского указано, где они хранятся. Собственно говоря, за редким исключением, все рукописи композитора хранятся в Центральном государственном архиве литературы и искусства. Однако в справочнике довольно часто рядом с упоминаемым произведением мы видим такое примечание: "Автограф не найден". Очень горестное примечание. Потому что многие произведения Дунаевского, даже те, которые неоднократно исполнялись с огромным успехом, никогда не издавались. И факт потери рукописи - это факт потери произведения вообще. Среди потерянных произведений Дунаевского много театральной музыки, о которой с восхищением отзываются актеры драматических театров, помнящие композитора за дирижерским пультом во время сценического представления. Потеряна музыка к пьесам "Романтики" и "Орленок" Э. Ростана, "Слуга двух господ" К. Гольдони, "Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского, "Канцлер и слесарь" А. Луначарского, "Квадратура круга" В. Катаева и др. Целиком потеряна оперетта "Карьера премьера". Потеряна партитура "Музыкального магазина", предназначенная для джаз-спектакля Леонида Утесова. Этой последней партитуры особенно жаль: в ней наиболее эффектно проявляется необыкновенный артистизм Дунаевского, с озорным остроумием продемонстрировавшего неистощимые возможности джаза в использовании известных оперных мелодий Чайковского, Римского-Корсакова, Верди. Об этом можно судить по отдельным фрагментам, сохранившимся в грамзаписи и на пятиминутной киноленте. Кроме того, ценность партитуры "Музыкального магазина" определяется тем, что именно она - предтеча первой советской музыкальной кинокомедии "Веселые ребята". "Все, что можно, необходимо разыскать, - взывал музыковед и театровед М. Янковский еще четверть века назад. - Для изучения творческого пути Дунаевского его музыка "прикладного" характера имеет существенное значение". А Б. Петкер, игравший как раз в тех спектаклях, чья музыка потеряна, еще два десятилетия назад заявил, что он "готов вспомнить все "молодые" мелодии Дунаевского, если они не сохранены на бумаге"... Успел ли он вспомнить их? И сделаны ли попытки спасти то, что еще можно спасти? Сказать трудно... Впрочем, не наивно ли ратовать за поиски потерянного, если не исполняется многое из того, что сохранено? Сохранено, но не изучается |