страница 19 |
его, играл Шопена, Рахманинова, Скрябина и собственные произведения, много импровизировал. Увы, и этих лент нет - они пересохли и "рассыпались". Одна из сохранившихся лент долго кочевала по знакомым композитора, никто не догадался снять копию, и судьба ее до сих пор неизвестна. Многолетние поиски ленты автором этих строк пока ни к чему не привели. Дунаевский умер от сердечного приступа 25 июля 1955 года. Но до сих пор неистребимы обывательские слухи о его якобы самоубийстве. Принципиальная и решительная борьба с подобными слухами - долг каждого, кто пишет о композиторе... Знаем ли мы Дунаевского? У нас есть хорошие популярные очерки о нем, но нужна - очень нужна! - и его научная биография. Разговор о своеобразии творчества Дунаевского немыслим без напоминания о том, что характерные качества его стиля в значительной степени формировались под воздействием фольклора. Тем более что пока по-прежнему нет специальной исследования о музыкальных истоках творчества композитора о его постоянном тяготении к русскому мелосу. А ведь на протяжении всего своего пути композитор обращался к фольклору и других народов СССР. Он был убежден, что простота и выразительность музыкального языка народной песни - это творческий ориентир для каждого композитора-песенника. В трудные годы войны, возглавляя Военную комиссию Союза советских композиторов, Дунаевский из общего потока песен, создаваемы его коллегами, особо выделял те, которые носили явно выраженный национальный характер. Говоря о необходимости "ближе ознакомиться с песенным творчеством композиторов братских национальных республик", он так формулировал основную задачу: "Короче говоря, Военной комиссии следует отказаться от московских масштабов и стать творческим штабом всесоюзного охвата"16. Рассмотрим же (хотя бы в обзорном порядке), как, ставя конкретные творческие задачи перед своими коллегами, Дунаевский в первую очередь сам пытался решать их на различна этапах своей композиторской деятельности. |