страница 2 |
Орлова насильственно отделена от Дунаевского, хотя и поет в них его песни. Здесь к месту напомнить, что С.М.Эйзенштейн называл Дунаевского и Григория Александрова "орловскими рысаками". Это та самая шутка, в которой большая - очень большая! - доля правды... И не зря говорится, что иногда трудней всего постигнуть ту истину, которая более всего очевидна. В своем интервью "Спутнику кинофестиваля" (1985. № 9) Алла Пугачева весьма лестно отозвалась о кинокомедиях Григория Александрова. Но, читая интервью, можно подумать, что певица не знает, кто писал музыку к его фильмам. Вникнем в ее откровения. Называя Орлову своей любимой киноактрисой, Пугачева далее продолжает: "По-моему, она совершила целый переворот в развитии музыкального жанра в кино. Фильмы Григория Александрова и Орловой создавались с любовью к зрителям, с любовью к песне и музыке. А это главное, это основа успеха. Они, замечу кстати, не пугались слова "развлекательность". Наоборот, хорошо знали, как нужен зрителям и как нелегок этот "легкий" жанр, как подчас трудна дорога к осуществлению, казалось бы, простой вещи - поставить и снять на пленку музыкальный номер, да так, чтобы это было изобретательно, просто, красиво и остроумно. Как и положено в кино. Время сейчас другое, и, конечно, уже не тот зритель, что был у Орловой [...] Однако все, что делаешь в искусстве, необходимо делать с любовью. И здесь творчество Орловой и Александрова для нас эталон. В любви к музыкальному кино мы прежде всего старались следовать их примеру". Здесь налицо простодушный эгоцентризм знаменитой эстрадной певицы. Привыкшая к мысли, что именно она, Алла Пугачева, "делает" песни, которые приносят ей различные (в основном отнюдь не выдающиеся) композиторы, она не может себе представить обратную ситуацию - ситуацию, когда именно композитор "делает" певицу. Как же тут определишь идейно-художественные черты фильма, кровно связанные с его музыкальной драматургией? Видимо, не случайно в фильмах с участием Аллы Пугачевой вообще нет никакой музыкальной драматургии... * Как музыкальный кинодраматург Дунаевский сформировался не сразу. В неотправленном письме к Т. Л. Щепкиной-Куперник (от 3 декабря 1948 года) композитор сетует на то, что для широкой публики он возник "неожиданно и сенсационно" после "Веселых ребят". Но его приход в кино был подготовлен предварительной долгой работой в театре. Там, в театре, он выработал "конкретность музыкального языка, умение в музыке сценически мыслить, то есть реально осязать музыкальный образ"4. И вот, благодаря реальному осязанию музыкального образа, многие нереальные эпизоды в его фильмах поражают жизненной правдивостью. Сколько копий в свое время скрестились по поводу кинофильма "Кубанские казаки", в котором иные "прогрессисты" увидели лишь бесконфликтное и легковесное изображение жизни! Эти "прогрессисты" не хотели видеть разницу между конъюнктурными, приспособленческими опусами и подлинными творениями искусства, которые были озарены высокой чистой романтикой, граничащей с прекрасным мифом. (Б. Сергиенко в упоминавшейся ранее статье "...И жить помогает" причислил Дунаевского к тем "мифологизаторам действительности", которые не "приукрашивали", а у к р а ш а л и жизнь в трудные годы первых пятилеток, в период войны и в послевоенное время). Дунаевский был полностью солидарен с Пырьевым в процессе совместной работы над фильмом "Кубанские казаки". А задача Пырьева состояла в том, чтобы не столько отразить истинное положение вещей в первые послевоенные годы на Кубани, сколько одухотворить будущих зрителей радостным и светлым чувством. Фильм первоначально назывался "Веселая ярмарка", его основное действие происходило на ярмарке, и режиссера не смущал |