страница 7 |
Что же мешает "возвращению" композитора на сцену? Где здесь основная причина? Исследователи творчества Дунаевского справедливо сопоставляют судьбу его оперетт с судьбой оперетт Иоганна Штрауса. Подобно Штраусу Дунаевский создавал музыку, которая значительно превосходила продукцию либреттистов. И вот разрыв между примитивной пьесой и глубиной музыкального содержания привел к тому, что из 12 его оперетт на современной сцене удержались лишь 1-2, да и то их мудрено обнаружить в каком-либо театре... Примитивный сюжет расхолаживает даже вполне подготовленного слушателя, не давая ему возможности по-настоящему полюбить музыку. Вот характерный случай. Вероятно, те читатели, которые когда-то прочитали замечательный человеческий документ - Дневник Нины Костериной, - до сих пор его не забыли, хотя со времени публикации прошла почти четверть века. Со страниц дневника перед нами предстает обаятельный образ русской девушки, которая добровольно пошла на фронт и погибла в декабре 1941 года. Обратимся к записи, сделанной 5 декабря 1938 года: "Книги и театр все бОльшими и бОльшими друзьями становятся для меня. За две недели была: на оперетте "Золотая долина" Дунаевского. Оперетты не получилось. И сюжет, и музыка, действующие лица - все весьма посредственно. "Борис Годунов" в Театре Станиславского оставил исключительно сильное впечатление. Особенно сцены у шинкарки, с юродивым, в светелке у детей. После "Бориса" специально пошла в читалку почитать о Мусоргском..."7. Напомним, что эта запись обрамлена отзывами о книгах Горького, Синклера, Франса, Бальзака, Блока, о спектаклях "Фауст" в Большом театре, "Любовь Яровая" в Художественном, "Король Лир" в ГОСЕТе, "Мещане" в Театре Красной Армии, а далее следует запись за 8 марта 1939 года: "Мое последнее увлечение - Лион Фейхтвангер". Теперь представим себе, как эта умница, эта любознательная, много думающая и тонко чувствующая девушка сидит в Театре оперетты и воспринимает "Золотую долину". Она не могла не прийти сюда: в 30-е годы имя Дунаевского гремело, а в столичной прессе о "Золотой долине" писали как о новом этапе в развитии советской оперетты. И что же Нина Костерина увидела на сцене? Что она услышала? Геолог Николай Бочаров, приехав в Грузию, чтобы выяснить причины иссушения Золотой долины, неожиданно встречает здесь свою любимую девушку - ботаника Нину Топуридзе. И вот молодые люди начинают выяснять свои взаимоотношения: НИКОЛАЙ. Я очень прошу тебя, объясни мне две вещи: почему ты уехала из Ленинграда, не простясь со мной, и почему так странно, так враждебно встретила меня здесь? НИНА. Зачем это нужно тебе знать? Разве только за этим приехал ты сюда? НИКОЛАЙ. Затем, чтобы я мог понять, за что ты оскорбила меня. НИНА. Ты оскорблен тем, что я уехала? А разве в Ленинграде ты не знал, что я собираюсь вернуться на родину? НИКОЛАЙ. Знал. НИНА. А как ты к этому относился? НИКОЛАЙ. Я был против твоего отъезда. Я считал, что нам нельзя расставаться, что мы должны остаться вместе и работать вместе. НИНА. А разве я не предлагала тебе не расставаться со мной и уехать вдвоем? НИКОЛАЙ. Предлагала. Но почему, собственно, я должен был это сделать? Нина, пойми: ты приехала на север, встретила меня, полюбила. Я предлагаю тебе остаться. А ты, вместо этого, тайком уезжаешь от меня. Не понимаю тебя. НИНА. А я тебя понимаю. Ты обыкновенный, ничем не оригинальный собственник. Полюбил девушку, предложил ей остаться с ним, а она - какой ужас! - заявила, что вернется на родину, пославшую ее учиться и нуждающуюся в ее знаниях. Она предпочла родину товарищу Бочарову. После раздумий над книгами Горького, Синклера, Франса, |