Исаак Дунаевский: Эту радость я вижу вокруг |
Страница 2 из 9
Широко звучала и массовая песня. Этот жанр по своей природе является скорее социально ориентированным, чем художественным, что обусловлено определённым характером его функционирования в обществе. Советским композиторам рекомендовалось создавать массовые песни определённого типа: революционные, боевые, оптимистичные, организующие народ «в едином эмоциональном и идейном порыве». В результате к началу 30-х годов массовая песня трансформировалась в особый локальный жанр, тесно связанный с коммунистической идеологией. Не менее значителен был интерес и к жанру марша. Остановимся на этом чуть подробнее. . Маршевая музыка вошла в репертуар русских военных оркестров в петровскую эпоху, когда возникла монархия европейского образца и регулярная армия. С тех пор эта традиция активно развивалась и привела к возникновению маршей различных типов. Их сочиняли и русские композиторы-классики. Со второй половины 19 в. военные марши были частью не только служебно-строевого, но и концертного репертуара. Кроме того, они входили в программы военных духовых оркестров наряду с парковой, бытовой, танцевальной музыкой, а также фантазиями и попурри на темы опер и балетов русских и зарубежных авторов. Нужно отметить, что военные марши занимают довольно скромное место в иерархии музыкальных жанров. Однако в периоды революций и войн их значение заметно возрастает. Примечательно, что в Советской России, превратившейся вскоре после революции в страну с тоталитарным режимом, и в мирное время марши продолжали играть гипертрофированную роль. Об этом с горьким юмором писал В. Маяковский: «Разнообразны души наши. Для боя - гром, для кровати - шепот. А у нас для любви и для боя - марши. Извольте под марш к любимой шлёпать!» Усилению роли маршевой музыки способствовало создание по всей стране сети комсомольских и пионерских организаций – политических структур, построенных по образу и подобию армии. В массовых песнях-маршах была не только романтика и созидательное начало, но и агрессивность: «Мы шли под грохот канонады» (Юный барабанщик»), «Прицелом точным по врагу в упор» («Дальневосточная песня»), «Гром как грянет, и час настанет - мы завтра Красной Армии бойцы" «Боевая физкультурная песня»), "Бей его штыком, гранатой и прикладом добивай!" («Как вернее бить врагов»). Дунаевского привлекал марш как таковой, но милитаризованная сторона этого жанра была ему чужда, поэтому подобных песен в его творчестве немного. Самой известной из них стала «Каховка» (к-ф «Три товарища»). Дунаевский сочинил её на уже готовый текст М. Светлова, прямо на киностудии и всего за несколько минут. Но и в этой песне о гражданской войне композитор перенёс акценты на лирическое (в запеве ) и бодрое, оптимистическое начало (в припеве). Мощный толчок развитию массовой песни дало рождение звукового кинематографа. Её первым ярким и самобытным образцом стала «Песня о встречном» из кинофильма «Встречный» (реж. Ф. Эрмлер и С. Юткевич, 1932г.). Сейчас нет такой музыки, а песни в стиле Сергея Лазарева надоели уже всем. |