Исаак Дунаевский: Эту радость я вижу вокруг |
Страница 9 из 9
Заключение В печатных изданиях и в интернете можно встретить мнения, в которых сделана попытка провести параллель между Дунаевским и композиторами мирового значения («советский Штраус», «русский Гершвин», «красный Моцарт» и т.д.). Как правило, такого рода определения не отличаются точностью, а подчас звучат довольно сомнительно. Творчество Дунаевского естественнее и логичнее рассматривать в рамках российской культуры и в сравнении с отечественными авторами. В их среде Дунаевский действительно сильно выделялся своей яркой индивидуальностью, диапазоном таланта и высочайшим уровнем профессионализма, что и позволило ему решать творческие задачи общенационального значения. Киномузыка -- ведущая сфера творчества композитора. Он заложил основы отечественной музыкальной драматургии и проявил себя как блестящий симфонист. Да и большинство его лучших песен родом из кино. Спецификой композиторского почерка Дунаевского является не только образное и музыкальное многообразие и тяготение к импровизационности. Его творчество объединено одной общей установкой – на песенность. Речь идёт не только о жанре песни как таковом. Песенный характер музыки господствует во всех сферах его композиторского творчества. «Песенным джазом» назван и его самобытный стиль, который возник в период совместной работы с Л. Утёсовым. Создавая новый стиль, Дунаевский пошёл по пути синтеза советской эстрадной музыки, массовой песни с элементами джаза и западной популярной музыки. И таким образом, способствовал тому, чтобы сделать джаз достоянием отечественной культуры. Существует область исследований, получившая название «дуниана». То, что мы знаем о Дунаевском уже позволяет понять его значимость. Тем не менее, он всё ещё остаётся автором, далеко не полностью открытым соотечественниками. В свет вышло тринадцать томов сочинений композитора. В них содержится лишь 15-20 процентов из всего того, что им создано.24 В архивах, музеях и частных коллекциях хранится значительная часть его произведений, которые никогда не печатались и не издавались. В этой ситуации не может сложиться полноценное представление о всём творчестве Дунаевского. Дальнейшая судьба его музыкального наследия находится в руках нового поколения России. |